Мульчирование дает массу бонусов: сохранение влаги, улучшение структуры, предотвращение перегрева почвы летом, уменьшение промерзания зимой, защита почвы от эрозии, профилактика грибковых инфекций, подавление сорняков…
Но, увы, при неумелом использовании мульчи, бонусы легко превращаются в проблемы: переувлажнение, замедленное развитие растений, накопление сорняков и патогенов, резкое усиление заморозков…
Итак, по пунктам…
Переувлажнение — вполне реальная опасность.
Особенно на тяжелых и плохо структурированных почвах. Особенно — для выраженных «сухолюбов». Толстый слой мульчи при слабом заполнении почвы корнями (молодые посадки) и при плохом дренаже может сыграть злую шутку. Проверено.
Замедление (или полное угнетение) роста после мульчирования.
Бывает по двум причинам.
Первая причина. Рыхлая мульча наносится на холодную почву весной (или слишком толстый слой мульчи осенью) и почва очень долго прогревается. В том случае развитие растений замедляется не только из-за низкой температуры почвы, но еще и потому, что микрофлора спит. И почвенная фауна дрыхнет в зимней спячке… А если они спят, то и элементы питания (особенно — азот) освобождаются в очень ограниченном количестве. Короче, какой рост, когда холодно и жрать нечего… Каким-нибудь верескам (на каком-нибудь юге) — самое то.
Вторая причина. Мульча влажная, хорошо измельчена и богата целлюлозой (опилки, солома, бумага). Это просто пир для почвенных грибов! Они размножаются лавинообразно… в общем-то это благо, если бы не одно «но». Для разложения целлюлозы необходимо огромное количество азота, которое изымается из почвы. К счастью, временно… Но — в это «временно» роста нет в принципе! Роста может не быть полтора месяца или… полтора года. Зависит от климата, почвы, качества и количества нанесенной органики.
При добавке (в нижний слой) чего-то сочного, богатого азотом (скошенная трава, кухонные отходы, навоз) или при поливе раствором азотной «минералки» — проблем ноль. Также, ноль проблем при ре-гу-ляр-ном внесении целлюлозной органики — азот из предыдущей партии уже возвращается в оборот.
Именно поэтому многие спокойно вносят тонны опилок, а у них все «прет». Прет, вопреки всем рекомендациям! Секрет в том, что вносят они их е-же-год-но. Или ежемесячно.
Накопление сорняков… случается аж по трем причинам.
Во-первых: семена сорняков могут заноситься с мульчей. Особенно коварны солома, сено, подсолнечная лузга, выполотые сорняки с завязавшимися семенами, пищевые отходы (яблоки, арбузы, тыквы и томаты всходят щеткой)… Хотя, бывает, что даже лежалые опилки дают тааакое количество однолетнего сорняка — просто куча когда-то заросла бурьяном и весь «урожай» семян оказался там. Мульчировать вышеописанными материалами можно (и нужно), только лучше их прикрыть сверху чем-то «всходонепроницаемым»… или вовремя поворошить в солнечную погоду.
Во-вторых: корневищный сорняк (вьюнок, пырей, свинорой, осот и т.п.) активно «лезет» с незамульчированной (прилегающей) площади под мульчу. Там рыхло, сыро, есть питание… Активно — это до метра. И даже до двух, если корневища сильные.
В третьих: неправильная прополка замульчированных площадей. Неправильная — это когда в сырую погоду выполотые сорнячки (они выдергиваются легко, под мульчой почва рыхлая) укладываются корнями ближе к сырой земле (или к сырой мульче).
Корни моментально цепляются за сырую поверхность (не прирастают, а именно цепляются — этого достаточно), а «вершки» экстренно переходят к цветению и плодоношению. Урожай семян сорняков готов за несколько дней. Невыполотые сорняки спокойно себе растут, а выполотые и укоренившиеся — уже с семенами. Тут надо просто приучить себя класть выполотый сорняк корнями наружу, а ботву прикрывать следующими корнями. Шикарная, кстати, мульча!
Вообще-то, есть еще и четвертая причина… но про нее как-то даже говорить совестно… тонкий слой мульчи.
Накопление патогенов и вредителей… Редко, но бывает.
Для профилактики гнилей очень подходит… разнообразная мульча, а особенно — прелое сено и трухлявая древесина. Фокус в том, что на всякую плесень и фитофтору есть сенная палочка и антибиотики, вырабатываемые «правильными» грибами. Лично у меня в мульчу преспокойно уходит любая поврежденная болезнями «ботва». Просто прикрываю сверху чем-то другим — все «съедается» и «хоронится».
Мульчирование пораженной болезнями опавшей листвы и падалицы (чем-либо — сверху, плотненько) — прекрасная мера от парши, серой гнили, пятнистостей… и прочих прелестей. Слизни очень любят мульчу, но избегают свежих опилок, сухого песка и золы. Медведкам тоже по нраву рыхлая органическая почва и сырость.
Возможно, придется скорректировать набор культур: исключить сильно пожира… поражаемые. До тех пор, пока установится баланс между травоядными и их поража… пожирателями. А ненарушенная и разнообразная мульча — отличное место для жизни многих хищников. Короче, терпение. И присмотритесь к многолетним растениям, их не так «грызут». Многие из них могут (легко) заменить добрую половину однолетних овощей. Об однолетних цветах я промолчу.
Ну, и про заморозки.
Да, как ни прискорбно это звучит… Рыхлая и сухая мульча великолепно усиливает радиационные заморозки! Плотная и сырая — тоже, но слегка. Все просто — за счет «теплой» шубы прерывается излучение тепла из почвы в приземный слой воздуха.
Хороший повод не торопиться с первой весенней прополкой — под любой растительностью ощутимо влажнее, слабее перепады температур. И, учитывая риск замедления роста весной (см. выше), использовать все рыхлое и сухое осенью, для сохранения тепла в почве… К весне мульча промокнет и слежится.
Надеюсь, теперь вы не разочаруетесь в мульчировании.
Сергей Сидоренко, Краснодарский край