Каждый из нас, в своё время решив для себя, что намерен создавать своё Родовое поместье, наверняка имел в своей голове пусть и не очень чёткий, не до конца продуманный, но хоть какой-то образ поселения, в котором будет находиться его поместье. И у меня тоже, с первых дней в Светодаре были какие-то представления о том, как и что может у нас выстроиться совместными усилиями. Постоянно изменяясь и корректируясь, избавляясь от иллюзий и идеализаций, этот ещё не очень чёткий образ живёт и продолжает обдумываться.
В предыдущем, предновогоднем своём обращении к вам, моим соседям по поселению, я слегка прописал своё видение образа, которое ещё раз повторяю: Мой образ поселения — это свободные, честные, трудолюбивые, творчески активные, инициативные и ответственные люди, это содружество свободных, красивых и открытых поместий, где пространство любви, искренности и доброты резонирует с пространством вокруг, а не замыкается внутри своей живой изгороди. Я слышал и читал, что Родовое поместье должно быть крепостью. Вопрос в том, что вкладывать в это понятие. Замкнутое, огороженное пространство, где живут думающие только о себе жлобы — это одно, и место где в радости и открытости взращивается крепость духа и крепкая дружба, укрепляются моральные ценности и в радости растут крепкие детишки — это другое.
Сейчас хочу дополнить свои размышления. Я многократно возвращался к этой теме, так как разнообразные перипетии и коллизии нашей жизни в Светодаре заставляли это делать. То, что я сейчас выскажу, скорее всего не встретит полного понимания и принятия. Но каждый из нас должен искренне высказаться на эту тему, что я сейчас и делаю и остальных к этому призываю.
На мой взгляд, цель создания Родовых поселений — возрождение приоритета духовно-нравственного над материальным. В отрыве от городской суматохи и искажений социума смысл жизни познать, свою суть понять, прийти к гармонии с Природой, окружающими людьми и миром. Но духовно-нравственные отношения не возникнут в результате решения общего собрания или в результате деклараций, прописанных рекомендаций и правил поведения, закреплённых в уставе или в Образе поселения. К этому каждый должен подойти через осознание, через работу над собой, через искренние и правдивые отношения между соседями. Надо понимать, что духовное и просто добрососедское единение не возникнет и на платформе бизнес-финансовой совместной деятельности. Наоборот, фокусировка на выгоде, прибыли, процентах, на доходности тянет за собой не только дальнейший разлад между людьми, но и все те амбиции общества потребления, от которых многие из нас как раз стараются уйти. Неужто и у нас, в Светодаре, значимость человека будет определяться величиной его участка, размерами дома, престижностью и ценой машины, количеством прислуги и наёмных рабочих, дорогими часами и так далее по списку, как и на «рублёвке» или на «новой Риге»?
А что же это такое, духовно-нравственные отношения в простом, коротком объяснении? Если предельно лаконично — это не быть искажённой раковой клеткой (то есть изменившей заложенную Богом программу). Надо стремиться тоже дать окружающим свою энергию (заботу, внимание, любовь), а не только получать от них. Здоровая клетка человеческого организма 80% своей энергии отдаёт на поддержание жизнедеятельности всего организма. Естественно я не призываю такой объём энергии тратить на общественные дела — это просто наглядный пример. Хотя надо понимать, что мы своего рода клетки общего организма.
Кроме того, возможно ли создать пространство любви, замкнутое границами одного поместья? Возможно ли, чтобы вот до этого кустика, деревца, вот до этого столбика кто-то наполняет своё пространство любовью, а дальше хоть трава не расти, или наоборот, растёт бурьян с человеческий рост? И пространство какой любви хочет создать каждый? В современном мире культивируется любовь к деньгам, к комфорту, к своей собственности, к своему телу… Культивируется эгоизм, обособленность, расчёт: выгодно — не выгодно, моё не моё. Я не призываю создать у нас колхоз или коммуну, но когда кого-то интересуют только документы на землю и дорога к воротам поместья и только это вынуждает иногда, эпизодически «соприкасаться» с соседями на собрании, то это удручающее обстоятельство.
У нашего поселения замечательное название Светодар. Сейчас я понимаю, что название тоже сыграло свою роль и притянуло меня и мою жену в это место. Свет Дарящий! Не даром говорят, что имя определяет судьбу. Светодар — Свет Дарящий! Из многих Родовых поместий Свет Дарящих состоящий! Пространство Любви, Счастья и Добра собой определяющий! Всех людей вокруг вдохновляющий и ободряющий! Всех детей вокруг окрыляющий и светом наполняющий! Чем больше света, добра и душевного тепла мы будем излучать, тем радостней и светлей будет наша жизнь. Может это и покажется кому-то банальной патетикой, но покажется только тем, кто в стороне и не подключён к таким делам. Но это, конечно, взгляд с «моей колокольни», ибо я сейчас делаю то, что я могу, к чему у меня есть уразумение (УРА з умением), у других есть свои уразумения, и я готов их слушать, слышать и при душевном отклике готов тоже подключаться и поддерживать.
Кроме того, наше поселение, как и иные подобные, являет миру новый образ жизни на земле и в социуме. И образ этот завязан не только на здоровый образ жизни, здоровое питание, экологические формы хозяйствования. Если человек правильно питается, но думает только о «потребностях» своего тела, если его мотивации эгоцентричны, то он не намного лучше наркомана, который тоже думает только о себе и на остальное ему наплевать. Просто эгоистические привязки к своему телу и к сугубо личному пространству, не позволяют увидеть другое предназначение человека, ведь наши души питаются другой, светлой и бескорыстной энергией. И такая энергия появляется тогда, когда мы что-то бескорыстно делаем, стараемся дать, а не только получить.
В предыдущих разговорах мы уже проводили параллель между нашим поселением и весельной лодкой. Весельной — вслушайтесь и всмотритесь в это слово, оно несёт в себе корень веселья! Мы не прикованные к вёслам рабы на галере, а весело играющие вёслами Русичи плывущие в ладье. И ладьями у нас называли корабли потому, что там всё делалось ладно, дружно, с песнями и взаимоподдержкой. И нам надо понять, что наша ладья рассчитанная как минимум на 50 семей — «гребцов», сейчас имеет «недокомплект», и если нас всего полтора десятка, то можно ли кому-то сидеть в сторонке? Сдавать деньги — это недостаточное участие (у — части -е, т.е. часть дела), надо ещё поработать и «вёслами», мозольки натереть на белых нежных рученьках. А на земле как иначе? Или опять гастарбайтеры — холопы, паны — дворяне?
Земля ждёт именно наших прикосновений, тепла именно наших рук. Именно, значит по — именно, то есть, чьё поместье — того и руки должны гладить, нежить и ласкать землю, каждое деревце и каждую грядку. Такое моё мнение.
Образ Светодара должен создаваться не только в честном и откровенном разговоре, но и прежде всего нашими делами, делами в каждом поместье, в нашем поселении и в ближайшей округе. Образ он не только в наших головах. Если он будет расходиться с реальностью, если его не увидят и не поймут другие — это будет обманчивая иллюзия.
Я уверен, мы просто ещё не успели открыть друг-другу самое лучшее в себе. Некоторые ещё не научились это делать, некоторые ещё не знают себя и своих возможностей, а некоторые просто стесняются… Мне очень хочется научиться всех понимать. И принимать. И всех любить.
Жизнь человека имеет смысл лишь тогда, когда он помогает другим людям стать чище, добрее, красивее и благороднее. Давайте помогать друг-другу.
Демченко Вадим.